СлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоу

26.03.2018 Проекты Минздрава призваны радикально модернизировать первичное звено медицинских учреждений

Превращение поликлиник в современные учреждения, комфортные для врачей и пациентов, потребовало и совершенствования технологических процессов, и повышения квалификации врачей, и внедрения самых передовых цифровых технологий.

Проект Минздрава, получивший название «Бережливая поликлиника», призван сберечь время, силы и нервы и врачам, и пациентам. Для этого он устраняет лишнюю отчетность, хождение по кабинетам, сидение в очередях — и высвобождает время для непосредственного общения врача с пациентом. В ходе проекта, как объяснила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в каждой поликлинике «выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы — организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу». Кроме того, в поликлинике изменяются расположение и планировка кабинетов, создается удобная навигация, формируется «доступная среда» для маломобильных граждан.
Для работы в регистратуре и на других участках поликлиники, где нужно взаимодействовать с посетителями, подбираются доброжелательные и стрессоустойчивые люди. Для этого вводится психологическое тестирование и проводятся тренинги. Созданию новой атмосферы способствует и вводимый дресс-код: форменные халаты, эмблемы, косынки.
Инициированный Управлением Президента по внутренней политике пилотный проект «Бережливая поликлиника» реализуется Минздравом с участием ведущих специалистов ГК «Росатом». В 2017 году проект охватил более 300 поликлиник в 40 регионах России. Результаты, полученные в пилотных поликлиниках, наглядно показывают, как будет выглядеть российская поликлиника самого ближайшего будущего. Оптимизация организационных процессов позволяет сократить время ожидания пациентом очереди в регистратуре в 4 раза, практически полностью избавиться от очередей у кабинета врача и процедурного кабинета: время ожидания здесь сокращается в разы, до 10-12 минут. И самое главное — в два раза увеличивается время работы врача непосредственно с пациентом.
Технологии и стандарты, разработанные и оправдавшие себя в ходе пилотного проекта «Бережливая поликлиника», легли в основу приоритетного проекта Правительства РФ «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», в рамках которого к 2020 году в 2000 поликлиник страны будут реализованы подходы «бережливого здравоохранения».
Оптимизировать организационные процессы в медицине сегодня невозможно без широкого внедрения информационных технологий. Современные IT-системы позволяют решить множество проблем. Начиная с записи на прием к врачу, которая сегодня возможна и по интернету, и по телефону, и через инфомат в поликлинике, и по старинке в регистратуре, как более привычно старшему поколению.
Переход на электронный документооборот и сокращение бумажной документации высвобождает время и врачей, и пациентов. Единые региональные информационные системы объединяют системы медицинских организаций и создают централизованный архив цифровых медицинских изображений. «Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами, — поясняет Вероника Скворцова. — Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Все фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике».
Сейчас в государственном секторе российского здравоохранения, где работает 540 тыс. врачей, уже создано более 500 тыс. автоматизированных рабочих мест. В текущем году через личный кабинет пациента на Едином портале госуслуг граждане получат доступ к своей интегрированной электронной медицинской карте и медицинской документации. Ближайшие же перспективы использования современных информационных технологий в медицине вообще похожи на научную фантастику. В компьютерах специалистов профильных клиник скоро появится система автоматизированной поддержки принятия врачебных решений с использованием элементов искусственного интеллекта. Благодаря такой системе «компьютер сам подсказывает поля для диагностики и на основе внесенной информации подсказывает алгоритмы дальнейших действий — в плане и тактических лечебных (что нужно и как провести), и дополнительного обследования», — рассказала Вероника Скворцова. «Мы хотим начать с двух направлений — это онкология и неонатология, после которых мы уже будем подключать фактически все профильные медицинские направления».
Одновременно происходят структурные преобразования в медицинском образовании. Завершилось внедрение новых государственных образовательных стандартов третьего поколения, более ориентированных на реальную врачебную практику. С 2016 года поэтапно вводится новая система допуска к профессиональной деятельности — аккредитация, основанная на независимой оценке качества подготовки специалистов экспертами практического здравоохранения по единым федеральным оценочным критериям. Вместо устаревшей системы повышения квалификации создана современная система непрерывного медицинского образования, для которой создаются ресурсы дополнительного очного и дистанционного образования с учетом как планов самих врачей, так и востребованности соответствующих компетенций в системе здравоохранения. Получение дополнительного образования — необходимое условие прохождения врачами каждые 5 лет регулярной реаккредитации.

Источник: Аргументы и Факты