СлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоу

Цифровые технологии в медицинском образовании

Цифровые технологии развиваются стремительными темпами, и софтверизация скоро коснется медицинского образования.

 Стол Пирогов

Уже сегодня на смену многостраничному анатомическому атласу приходит трехмерная анатомическая модель человека. Студенты Северного (Арктического) федерального университета изучают анатомию на интерактивном столе «Пирогов» – обучающем аппарате, позволяющем изучать топографическую и патологическую анатомию [1]. Технология позволяет увидеть органы в натуральную величину с их реальными текстурами.

В недалеком будущем студенты будут изучать строение человеческого тела c помощью виртуальной и дополненной реальности [2]. Знакомство с этими технологиями подготовит их к ожидаемым радикальным изменениям в цифровой медицине и здравоохранении. Программа медицинского образования должна готовить их к тому миру, с которым они столкнутся, когда начнут практическую деятельность. Через 5 лет хирургические роботы станут обыденным делом в хорошо оборудованной клинике. Ожидается рост объема продаж хирургической робототехники до $6,4 млрд (почти в 2 раза) за ближайшие три года [3].

 anatomia

Через 5-10 лет искусственный интеллект будет активно использоваться для диагностики и лечения пациентов, а в аптеках и больницах персонализированные дозы препаратов будут распечатываться на 3D-принтере, как и персонализированные имплантаты.
Дополненная реальность уже используется в практической медицине. В начале февраля группа хирургов из Имперского колледжа Лондона воспользовалась этой технологией во время операции на нижних конечностях [4]. Технология расширенной реальности Microsoft HoloLens позволила хирургам визуализировать все органы и ткани во время операции, точно определить границы костей и кровеносных сосудов.

Цифровые технологии в медицинском образовании

Пациентам с каждым годом предоставляется все больше возможностей, практическая медицина оснащается новыми технологиями. В ответ на этот вызов технологического прогресса в нашей стране поощряется непрерывное образование медиков на протяжении всей жизни. Развитие передовых технологий приводит к высвобождению рабочих мест, поэтому в медицине не обойтись без постоянного обучения и совершенствования.
Возможные пути развития медицинского образования включают [2]:
1) работу с пациентами и новыми технологиями с первых дней обучения;
2) понимание цифровых технологий медицины и здравоохранения, которые окажут определяющее влияние на медицинскую практику студента после обучения;
3) рассмотрение этических проблем при внедрении новых технологий: кто будет нести ответственность, если искусственный интеллект, следуя заданному алгоритму, поставит неверный диагноз? Как далеко зайдут методы редактирования генома эмбрионов? Где границы персональных данных пациентов?
4) использование медицинских социальных сетей и повышение цифровой грамотности;
5) участие как преподавателей, так и студентов в формировании учебной программы.

Источники:

1. Пирогов – интерактивный анатомический стол

2. BioDigital

3. Let Medical Students Become 21st Century Physicians

4. Новая технология позволяет хирургам «смотреть» сквозь тело

Изображение: http://medicalfuturist.com/wp-content/uploads/2017/12/Future-of-Medical-Education.jpg, http://www.geotar-med.ru/cache/simulators/S0000767/-1-fix-asis-390x999.png