СлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоу

В Госдуме не против закрытия неэффективных больниц и поликлиник

Но делать это нужно с согласия специальных комиссий и местных жителей.

Депутаты не поддержат предложение коммунистов о введении моратория на ликвидацию государственных медорганизаций и увольнение их сотрудников. Врачей и пациентов поддержат другим способом.

Коммунисты ищут способ защитить медиков

Первого ноября Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал отклонить законопроект, запрещающий до 7 мая 2018 года закрывать государственные и муниципальные больницы и поликлиники, а также увольнять их работников. Этот документ разработан в конце прошлого года представителями КПРФ, в том числе Валерием Рашкиным, Сергеем Решульским, Николаем Харитоновым, Николаем Арефьевым и Олегом Смолиным, но рассмотреть документ Госдума планирует только 11 ноября.

По мнению коммунистов, многие попытки провести оптимизацию в системе здравоохранения «создают опасность для жизней и здоровья неопределённого круга граждан». «Соответствующие выводы сделаны Счётной палатой», – напомнили авторы законопроекта в пояснительной записке.

По данным аудиторов, сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учёта возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тысяч человек – и это ещё без учёта врачей, работающих в медицинских организациях Крыма и Севастополя. По данным Росстата, число медработников за год снизилось на 90 тысяч человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140 процентов. Так что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника: вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более, обнаружили аудиторы.

«Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приёма врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца», – указано в пояснительной записке к законопроекту.

Как показала проверка Счётной палаты, 17,5 тысячи населённых пунктов России вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 879 малых населённых пунктов не прикреплены ни к одному фельдшерско-акушерскому пункту (ФАПу) или офису врачей общей практики. Тем не менее, по разработанной программе, к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций должна сократиться на 11,2 процента, амбулаторно-поликлинических организаций – на 7,2 процента.

«Как исчезают ФАПы и хирургические отделения, абсолютно непонятно. Этот процесс необходимо остановить хотя бы на время, до 2018 года, то есть до тех пор, пока Минздрав не определит чёткие правила ликвидации медорганизаций», – уверен член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.

Альтернативный законопроект уже прошёл первое чтение

Предложенные меры большинство представителей Комитета Госдумы по охране здоровья признали чрезмерными и неоправданными. Отрицательный отзыв на документ предоставило и Правительство. Свою позицию чиновники объяснили не только тем, что «законопроект ограничивает право работодателей в сфере здравоохранения принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности», но и риском нарушить указ президента.

«Принятие документа повлияет на исполнение указа президента, в соответствии с которым повышение заработной платы в социальной сфере должно осуществляться при условии достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и с учётом возможности привлечения на эти цели не менее трети средств, получаемых за счёт реорганизации неэффективных организаций, – указано в официальном отзыве кабмина. – Таким образом, одобрение документа приведёт к сохранению неэффективных медицинских организаций и ухудшению качества обслуживания населения, будет препятствовать эффективной деятельности медицинских организаций».

В то же время на рассмотрении Госдумы находится документ, к которому кабмин относится намного «теплее». «Законопроект уже прошёл первое чтение и готовится ко второму», – напомнил один из его авторов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал (ЛДПР). В частности, эта законодательная инициатива предписывает, что ликвидировать или реорганизовать государственнуюмедорганизацию можно будет только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Что касается сельской местности, где эта медорганизация единственная, то там пойти на это будет невозможно без учёта мнения местных жителей.

«Законопроект вносился несколько раз, и, ознакомившись с его последней редакцией, Правительство согласилось с тем, что его надо принимать», – сказал Фургал.

В том, что решать проблему нужно не введением каких-то повсеместных запретов, хоть и временных, а работой с населением, уверен и председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. «Мы не должны разбалансировать ситуацию, – призвал он. – В данном случае нужно работать с людьми, объяснять им, почему та или иная медорганизация была закрыта. И если они поймут, что закрыта она была из-за своей неэффективности, и убедятся в том, что более качественную медпомощь им окажут в другом месте, поблизости, то и проблем никаких не будет».

Источник: «Парламентская газета»
URL: https://www.pnp.ru/social/2016/11/01/v-gosdume-ne-protiv-zakrytiya-neeffektivnykh-bolnic-i-poliklinik.html
(Дата публикации – 01.11.2016­)