СлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоу

В Новосибирске освоена технология бережливого управления поликлиникой

Л. А. Шпагина, С. А. Кармановская, В. А. Дробышев, Э. Ш. Лазарева, С. М. Ерихова
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Работа амбулаторий и поликлиник сильно влияет на деятельность других учреждений здравоохранения – больниц, службы скорой помощи. Кроме того, от эффективной работы этого звена медицинской помощи очень зависят степень и длительность временной утраты трудоспособности, частота осложнений заболеваний и их последствия, уровень госпитализации, продолжительность пребывания больных в стационарах и вообще рациональное использование коек, а также в значительной мере оценка населением деятельности всей системы здравоохранения [1]. Повышение доступности, эффективности и качества оказания медицинской помощи имеет первостепенное значение для руководителей медицинских организаций любого уровня [2, 3].
Задачами системы здравоохранения являются разработка и внедрение специальных программ, направленных на сохранение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни людей и сохранение социальной стабильности [4, 5]. Большая роль отводится проектам, которые дают возможность сократить время получения всех видов медицинских услуг, не снижая при этом качество медицинской помощи, в первую очередь бережливые методы управления лечебно-диагностическими процессами – Lean-технологии [5–7].
Внедрение Lean-технологий в работу медицинских организаций способствует уменьшение временных затрат как персонала, так и пациентов на многочисленные перемещения, ожидания, работу с документацией, которые приводят к значительным финансовым, трудовым затратам и к снижению качества медицинских услуг [8, 9].
Lean-технологии в медицине рассматриваются как креативное мышление персонала, направленное на устранение всех видов потерь, существующих в медицинской организации, и предполагают вовлечение каждого сотрудника в организационный и технологический процесс оптимизации доступности и качества медицинской помощи с максимальной ориентацией на удовлетворенность пациента [10].
Цель исследования: повышение качества медицинских услуг, предоставляемых амбулаторно-поликлиническим отделением ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2» (г. Новосибирск) и снижение временных затрат на оказание лечебно-диагностических услуг прикрепленному населению.
Материал и методы
Организационная структура поликлиники ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2» (г. Новосибирск) включает в себя 32 участка, которые обслуживают 58 122 человека, площадь обслуживания составляет более 40 км2.
Одним из этапов реализации проекта стало внедрение в работу отделения медицинской информационной системы «Медосмотр», которая осуществляла автоматизированную передачу и системный анализ ежедневного планирования медицинских осмотров, ежедневного отчета о пациентах, прошедших и не прошедших осмотр, с указанием результатов. Система отчетов и запросов была простроена в соответствии с количеством введенной информации.
Для оценки текущего состояния был произведен пошаговый анализ: все действия пациентов поликлиники и сотрудников рассматривались с точки зрения пациента и «заказчика-работодателя» – имеет изучаемое действие ценность для пациента или нет. В последующем вся работа отделения классифицировалась на действия, добавляющие ценность конечному продукту; действия, не создающие ценность, но неизбежные по каким-либо причинам; действия, не добавляющие ценности.
На следующем этапе были определены потери и выделены основные их виды во временном выражении: перемещение (15%), ожидание (35%), излишняя обработка документации (29%).
По завершении определения основных проблем поликлиники были разработаны основные пути их решения, составлена схема будущего состояния производственного процесса с распределением потоков пациентов, информации, материального обеспечении, которая была реализована в лечебно-диагностическом подразделении на протяжении 12 месяцев.
В рамках оптимизации работы информационная поддержка работы учреждения обеспечивалась системой АИС «Электронная регистратура», сайтом больницы, визуализацией информации во всех отделениях, реструктуризацией регистратуры с оптимизацией штатного расписания (электронная очередь, система визуализации, создание «открытой среды», организация Call-центра, максимальная приближенность и структуризация амбулаторных карт, создание архива и электронная связь всех регистратур).
Для расчета экономической эффективности внедрения Lean-технологий в работу поликлиники использовалась формула Ф. Н. Кадырова (2011): экономическая эффективность = экономический эффект/экономические затраты.
Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью статистического пакета SPSS 17.0. Фактические данные представлялись в виде средней арифметической (M) и ее ошибки (m). Проверку на нормальность распределения признаков проводили с использованием критерия Колмогорова – Смирнова. Для оценки значимости различий между группами использовались критерии Колмогорова – Смирнова и угловой критерий Фишера. Сравнительные внутригрупповые оценки результатов до и после реализации профилактической программы проводились по критерию χ2. Уровень статистической значимости был принят 0,05.

Результаты
Внедрение Lean-технологий в работу поликлинического отделения ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2» (г. Новосибирск) позволило снизить время, расходуемое на одного пациента при осуществлении основных видов деятельности поликлинического отделения (табл. 1): так, продолжительность медицинских осмотров уменьшилась в 1,5 раза (р = 0,025), I этапа диспансеризации – в 2,5 раза (р = 0,0001), вакцинации – в 2,7 раза (р = 0,0001).

Таблица 1. Влияние внедренных Lean-технологий на эффективность основных видов деятельности в поликлиническом отделении
t1

Оптимизация производственного процесса в результате применения Lean-технологий уменьшила время, затрачиваемое пациентами в ожидании очереди в регистратуру и на прием к врачу (табл. 2).
Так, потери времени в регистратуре сократились в 5,0 раз (р = 0,0001), а в ожидании приема участкового терапевта и врача-специалиста- – в 2,0 и 2,1 раза соответственно (р = 0,0001). Это способствовало общему снижению потерь в потоке ожидания медицинской помощи в поликлинике в 2,7 раза (р = 0,0001), что определило рост коэффициента эффективности по функции врачебной должности до 267% (р = 0,0001).

Таблица 2. Влияние Lean-технологий на снижение потерь в потоке ожидания медицинской помощи в поликлиническом отделении
t2

  • P < 0,0001.

Внедрение Lean-технологий позволило увеличить число исследований, проводимых диагностической службой поликлиники, при этом наибольшие изменения касались количества всех видов лабораторных исследований, возросшего на 13,5% (табл. 3).
Количество произведенных процедур функциональной диагностики (ЭКГ, СМАД, холтеровское мониторирование) возросло на 8,6%, количество выполненных процедур лучевой диагностики также увеличилось: рентгеновских исследований – на 3,6%, ультразвуковых – на 8,5%.

Таблица 3. Оценка эффективности внедрения Lean-технологий в работе диагностических служб в поликлиническом отделении
t3

  • P < 0,05.

При оценке медицинской эффективности внедрения Lean-технологий в поликлиническом отделении было установлено следующее: удовлетворенность населения медицинской помощью, исходно превышавшая в 1,8 раза целевые значения доступности и качества медицинской помощи в рамках программы ОМС, возросла к завершению проекта еще на 3%. Сроки ожидания приема участкового терапевта, изначально вдвое отстающие от целевых значений, к завершению внедрения lean-технологий сократились в 4 раза (р = 0,0001), а сроки ожидания приема врача-специалиста – в 1,6 раза (р = 0,003). Время ожидания медицинской помощи в дневном стационаре, изначально в 1,5 раза превышавшее индикаторные показатели, к завершению программы, сократилось в 2,1 раза (р = 0,0001) (табл. 4).

Таблица 4. Оценка медицинской эффективности внедрения Lean-технологий в поликлиническом отделении
t4

  • P < 0,05.

Существенные изменения были обнаружены в профилактической работе поликлинического отделения: время прохождения профилактического осмотра сократилось в 16 раз, отмечен рост доли профилактических посещений, а также процент выполнения профилактических посещений, приблизившиеся к нормативным показателям. Итогом явилась тенденция к увеличению доли впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях в течение года.
Благодаря внедрению в ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2» Lean-технологий удалось увеличить и долю пациентов с социально значимыми заболеваниями, состоящих на диспансерном учете: охват наблюдением больных ИБС и артериальной гипертензией увеличился на 11% и 16% соответственно и совпал с индикаторными значениями; количество диспансерных больных ХОБЛ возросло на 15%. Это позволило улучшить выполнение плана диспансеризации на 12% и довести его до максимальной отметки в 100%. Общее число жалоб по отделению снизилось за период внедрения Lean-технологии в 2,5 раза и совпало индикаторных значениями.
Внедрение в работу ГКБ № 2 Lean-технологий положительно влияет на экономические показатели подразделения: экономические расчеты позволили сделать прогноз о том, что повышение эффективности работы участкового врача-терапевта на 167% увеличит экономическую эффективность медицинской помощи в организации на 11,6%, в результате чего будет получен дополнительный доход 52 790 020 рублей.
Обсуждение
Одной из значимых проблем работы амбулаторно-поликлинического отделения является потеря времени на проведение работ, имеющих отношение к индикаторным показателям. Оптимизация лечебно-диагностического процесса с помощью Lean-технологий улучшила проведение мероприятий профилактического направления: уменьшилось время на медицинские осмотры, I этап диспансеризации, вакцинацию, прохождение профилактического осмотра. Выросла доля профилактических посещений в работе участковой службы, что способствовало увеличению процента впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях в течение года, а также числа пациентов с социально значимыми заболеваниями, состоящих на диспансерном учете. Сокращение благодаря Lean-технологиям времени, затрачиваемого пациентами в ожидании очереди в регистратуру, на прием к участковому терапевту и врачу-специалисту определило повышение удовлетворенности пациентов организацией медицинских услуг и снизило потери времени в потоке ожидания медицинской помощи в поликлинике. Это, в свою очередь, инициировало значительный рост коэффициента эффективности по функции врачебной должности, что позволит увеличить экономическую эффективность медицинской помощи в организации на 11,6%.
Заключение
Внедрение Lean-технологий в лечебно-диагностический процесс в амбулаторно-поликлиническом подразделении в течение 12 месяцев способствует повышению удовлетворенности населения, снижая потери времени на ожидание в регистратуре и на прием к врачу, увеличивает пропускную способность диагностических служб, улучшает результативность профилактической и консультативной помощи. Возможность распространения данного проекта в организации по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи следует считать перспективным. Необходимы дальнейшее изучение и внедрение бережливого управления в национальную систему здравоохранения.

Литература

1. Молотков Ю. И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. Новосибирск: Наука; 2004. 509 с.
2. Здравоохранение в России 2009: стат. сб. М.; 2009. 365 с.
3. Молотков Ю. И. Разработка и реализация проектов и программ развития медицинских организаций в здравоохранении РФ. Новосибирск: Наука; 2015. 58 с.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3. 2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”. http://base.garant.ru/12177989/ (дата обращения — 01.04.2018).
5. Приказ МЗ РФ от 06.12.2012 № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70201500/ (дата обращения — 01.04.2018).
6. Приказ МЗ РФ от 02.12.2014 № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174866/ (дата обращения – 01.04.2018).
7. Приказ МЗ РФ от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». https://www.rosminzdrav.ru/documents/8542-prikazministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-3-fevralya-2015-g-36an-obutverzhdenii-poryadka-provedeniya-dispanserizatsii-opredelennyh-grupp-vzroslogonaseleniya (дата обращения —01.04.2018).
8. Приказ МЗ РФ от 13.02.2013 № 66 (ред. от 14.04.2015) «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. и плана ее реализации».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142725/ (дата обращения – 01.04.2018).
9. Приказ МЗ РФ от 15.05.2015 № 543н (в ред. от 23.06.2015) «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=257303 (дата обращения — 01.04.2018).
10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения — 01.04.2018).

Библиографическая ссылка:
Шпагина Л. А., Кармановская С. А., Дробышев В. А., Лазарева Э. Ш., Ерихова С. М. В Новосибирске освоена технология бережливого управления поликлиникой // Вестник терапевта. 2018. № 4 (28)-5 (29).